Речевой этикет в деловой сфере

Построение деловых отношений невозможно без умения общаться. Соблюдать каноны вежливости и уметь корректно вести беседу важно для создания рабочих отношений. В деловой сфере речевой этикет создает правила, которые объединяют особенности языка и нормы поведения в официальной обстановке.

грамотность речи в деловых переговорах

Речевой этикет и деловое общение

Речевой этикет в рамках делового общения помогает партнерам или сотрудникам эффективнее взаимодействовать. В деловой жизни уважительное отношение создает благоприятную атмосферу в коллективе.

Речевой этикет является универсальным средством, позволяющим установить четкие принципы общения. Правила коммуникации должны соответствовать уставу предприятия, национальным особенностям ведения бизнеса, принципам профессиональной этики. В создании корпоративной культуры учитываются нормы общения между коллегами и стандарты взаимодействия руководства с рядовыми сотрудниками.

эффективное взаимодействие коллег

Правила для удачного официального общения:

  • Речь и манеры должны соответствовать конкретной ситуации. Холодный сухой тон высказываний на корпоративной вечеринке или фамильярность в условиях офиса вызовут только отторжение.
  • Реплики должны быть предельно понятными собеседнику. Приветствуются принятая в коллективе лексика, четкое произношение, ясность изложения мыслей.
  • Достоверность, информативность высказываний.
  • Корректное отношение к собеседнику. Речевое взаимодействие совместно с манерами поведения должны помогать разрешать и предупреждать конфликты или возникновение недопонимания.
  • Умеренность. Молчаливость неинформативна, а пространные объяснения только утомят.
  • Умение слышать. Для успешного ведения дел важно вовремя понять намерения партнеров и клиентов.

Этапы делового общения

обсуждение проектов

Правила речевого поведения разделяют деловое общение на 6 стандартных процессов:

  1. Приветствие и представление. На этом этапе происходит установление контакта. От верного поведения зависит качество общения дальше. Помимо стандартных языковых формул приветствия клиентов, сотрудников, посетителей речевой этикет предусматривает соблюдение субординации. Здороваться и представляться первым должен младший по званию или возрасту.
  2. Диалог. Включает соблюдение официальных канонов вежливого общения, корректность по этикету обращения и речевых формулировок.
  3. Разрешение конфликтов или проблемных ситуаций. Это навыки работы с возражением, умение вежливо отказать, разрешить спор. Здесь важна обоюдная готовность к конструктивному диалогу.
  4. Повседневное взаимодействие. Рутинный процесс общения, регулярных переговоров для продвижения своей компании с клиентами, партнерами, сотрудниками.
  5. Невербальное общение. Сюда входят жесты, речевые формулировки, язык тела, установление комфортных для всех участников личных границ. Этикет предусматривает также стандартные проявления внимательности, радушия.
  6. Прощание. Завершение общения или встречи. От этого этапа напрямую зависит впечатление от сотрудника или всего предприятия.

Принципы речевого делового этикета

выслушать мнение партнера

Успешное установление выгодных контактов требует соблюдения основных принципов:

  1. Субординация, соблюдение правил иерархии. Корпоративный речевой этикет предписывает соблюдать очередность высказываний, корректно подбирать формулировки обращения.
  2. Создание позитивного образа. Всегда побуждать к положительным эмоциям партнеров, коллег — значит вызвать доверие, укрепить отношения.
  3. Внимательность к мнению партнера. Уважение к оппоненту — одна из догм делового этикета. Вдобавок: не перебивая речь коллеги, Вы получаете возможность рассмотреть спорную ситуацию под другим углом и найти эффективное решение проблемы.
  4. Ситуативность. От ситуации зависит стилистика письма или разговора, тон, сопутствующее поведение.
  5. Предсказуемость, стандарт общения. Любая официальная встреча или переписка происходит по заранее согласованному регламенту. Это позволяет тщательнее подготовиться к диалогу, заранее знать, как себя вести. А также помогает создать комфортную обстановку и повысить эффективность встречи.

Этикет деловых разговоров по телефону

обсуждение дела по телефону

Современный речевой этикет и культура общения учитывают новейшие технические возможности. Нормы ведения телефонных переговоров:

  • Соблюдение корпоративных форм приветствия, представления, обращения, прощания.
  • Информативность, лаконичность высказываний. Не стоит надолго отрывать партнера от дел.
  • Логичность структуры разговора и изложения мыслей. По телефону информация многими запоминается хуже, чем в тексте или личной встрече. Необходимо предельно ясно выразить основные моменты, которые нужно донести до собеседника.
  • Дружелюбный голос, вежливость, соответствие принципам речевого этикета.
  • Четкая грамотная речь. В телефонных переговорах не видно жестов или внешности оппонента. Голос и грамотная структура речи пойдет на пользу имиджу компании.
  • Средний ритм произнесения слов.
  • Умеренная громкость голоса.

Ораторское искусство

умение удерживать внимание слушателей

Помимо умения вести переговоры в деловой коммуникации важно выстраивать публичные выступления в соответствии с речевым этикетом. Еще Платон жаловался, что навыки письма искоренили применение ораторского искусства.

Речь перед публикой требует знания основных приемов риторики, которые включают:

  • Устранение страха сцены.
  • Понятных аудитории разговоров в соответствии с принципами речевого этикета и правилам делового общения.
  • Развитие богатства речи, навыков грамотного использования языковых приемов.
  • Уверенность в своих словах, умение с достоинством держаться перед публикой.
  • Искусство владения жестами.
  • Привлечение и удержание внимания публики.
  • Навыки работы с вопросами, способность не растеряться в неожиданной ситуации.
  • Хорошо поставленный голос, умение эффектно преподносить себя публике.

Для поддержания имиджа компании важно произвести благоприятное впечатление на собеседника. Основные нормы ведения переговоров и переписки устанавливаются в соответствии с правилами речевого этикета, культурными особенностями страны и корпоративными правилами.

Ссылка на основную публикацию