Юридический этикет. Общие советы для юриста, адвоката и следователя

Юридический этикет имеет свою особую специфику — она сопряжена с тем, что профессиональная деятельность юриста, адвоката или следователя связана с особыми нравственными проблемами и ситуациями, нигде более не встречающимися.

К юридическим работникам предъявляются повышенные моральные требования, так как они влияют на судьбы других людей, обратившихся к ним. От них особо ждут строжайшего соблюдения закона и морали.

А Конституция Российской Федерации гарантирует им независимость и подчинение только закону.

справедливость

Служебный этикет юриста

В юридической сфере требования этикета строго регламентированы.

  1. Во-первых, чувство такта. Юристам часто приходиться участвовать в событиях, сопровождающихся повышенным эмоциональным фоном. И очень важно соблюдать такт в общении с участниками событий, будь то жертва или виновник, сотрудник или свидетель.
  2. Во-вторых, корректность. То есть — избегать нелепых или грубых вопросов, быть сдержанным в словах или манерах, не быть чрезмерно настойчивым и тому подобное.
  3. Далее – вежливость. К собеседнику нужно обращаться по имени и отчеству. Необходимо быть доброжелательным и готовым оказать профессиональную помощь тому, кто в этом нуждается.
  4. Точность и самоорганизация. Требуется планирование действий, своевременность выполнения порученного дела, верность своему слову.
  5. Моральная устойчивость, неподкупность.
  6. Ну и, конечно, компетентность.

Внешний вид

внешний вид служителя порядка

Нередко неопрятный внешний вид, неряшливый костюм следователя, адвоката, юриста мешает произвести первое хорошее впечатление. А следовательно, установить доверительный контакт. Чересчур вычурный, дорогой костюм также может произвести неблагоприятное впечатление.

Одеваться следует просто и прилично. Стиль предпочтителен деловой. При выборе прически, обуви, аксессуаров руководствуйтесь чувством меры, если это не оговорено специальными указами и формой одежды.

Этикет при общении

В профессиональной деятельности юриста немалое значение имеют внешние факторы, такие как его внешний вид, манера поведения, речь и другие.

На успешность юриста влияет, смог ли он установить психологический контакт с человеком, пришедшим к нему за помощью. Готов ли тот полноценно помогать юристу, видит ли в нем искреннюю заинтересованность в деле. Тембр голоса, интонация, мимика и жесты – важные помощники в установлении доверия. Юрист обязан следить за языком своего тела.

Этикет при общении с клиентом

  • Говорить желательно спокойно, уверенно, не торопясь. Глотающий слова юрист производит впечатление неуверенного или неумелого специалиста. Чтобы избежать этого, необходимо предварительно составить план беседы, поработать над ее содержанием и вопросами. Конечно, невозможно предусмотреть все, но примерный ход беседы желательно подготовить заранее.
  • Важно ясно излагать свои мысли, четко и логично, что сильно повысит доверие к вашему профессионализму.
  • Осторожно проявлять свое остроумие. Человек, пришедший за помощью к юристу, не всегда берет с собой чувство юмора.
  • Всегда следует обращаться на «Вы», по имени отчеству.
  • Желательно избегать сложных юридических терминов или подробно их объяснять. По возможности использовать простые предложения, чтобы собеседнику было все понятно.
  • Исключить из своей речи слова-паразиты, поговорки, пословицы, присказки.
  • Иностранные слова и выражения использовать реже и быть уверенным, что их значение понятно.
  • Никогда не следует повышать голос. В случае, если требуется настоять на своем мнении, сделать это необходимо спокойным, умеренным тоном.
  • Умение выслушать собеседника является первостепенным для любого юриста. Невнимание к словам обидит собеседника, и возможно будет причиной упустить какую-либо важную мелочь. Внимательно выслушайте человека и получите полную, достоверную информацию.
  • Важно во время беседы повернуться лицом к собеседнику, не избегать взгляда, визуального контакта. Подберите мебель так, чтобы глаза были на одном уровне с собеседником. Взгляд сверху – означает превосходство, высокомерие, Снизу – напротив, покорность, услужливость.

Публичные контакты

интервью по делу представителя закона

Юристу не запрещено общаться со СМИ, давать интервью, выступать по радио или телевидению. Но желательно заранее готовиться к подобным выступлениям, обговорить предположительный список вопросов. Уточнить темы, которые юрист не имеет права обсуждать по правилам профессиональной этики. Не рекомендуется затрагивать спорные радикальные вопросы политики или религии, однако допустимо выступать в защиту интересов различных социальных групп или привлечь внимание общественности к какому-либо вопросу. Юрист имеет право комментировать ход дела, руководствуясь принципами права.

Заключение

Юридический этикет тесно связан со спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

Служебная деятельность юристов постоянно регулируется законом, правовыми и моральными нормами, что является особенностью данной профессии.

Юридический этикет способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на обеспечение подлинной справедливости, охрану собственной чести и репутации, защиту прав и свобод, чести и достоинства людей, соблюдение нравственных норм.

Ссылка на основную публикацию