Невербальное деловое общение: «язык тела» на переговорах и не только

При общении от 55 до 70% информации люди получают за счет невербальных средств, и только 30-45% приходится на слова.
Невербальное общение  —  это язык тела, а именно  мимика, взгляд, жесты, принимаемые позы, осанка, походка. Правильное понимание невербальных сигналов между коллегами по работе является важным условием для эффективного взаимодействия. Считывая невербальные сигналы во время общения, вы сможете понять, как настроен собеседник, как он на самом деле относится к сказанному, открыт или замкнут, заинтересован или скучает.

деловые переговоры

Необходимо учитывать тот факт, что произносимые слова человек контролирует, что позволяет ему лгать. В то время как за язык тела отвечает подсознание, а значит, транслирует правдивую информацию.

Если Вы знакомы с основами невербального делового общения, это поможет Вам:

  1. точно определять позицию собеседника;
  2. понимать его истинное отношение к предмету разговора;
  3. производить приятное впечатление;
  4. контролировать свое поведение;
  5. устанавливать доверительные контакты с партнерами;
  6. заключать выгодные сделки.

Приветствие

Приветствие является началом любого делового общения, от него зависит первое впечатление о человеке. С помощью невербальных сигналов можно определить настрой партнеров, их отношение к предмету разговора.

При встрече необходимо встать. Первым здоровается входящий в помещение человек, руководствуясь субординацией.

Рукопожатие

деловые переговоры

Рукопожатие является составляющей делового общения и должно соответствовать правилам этикета. Оно должно быть коротким, энергичным, средним по интенсивности. При этом не нужно забывать о невербальных сигналах, которые помогут определить характер партнера.

  • Если при рукопожатии собеседник переворачивает вашу ладонь вниз, обхватывает ее второй рукой или похлопывает по плечу — он демонстрирует власть и превосходство.
  • Вялое рукопожатие у ленивого, пассивного человека, влажные руки — признак того, что партнер нервничает.
  • Очень сухие руки могут свидетельствовать о том, что перед вами добродушный, энергичный человек.

Взгляд и выражение лица

взгляд

Взгляд и выражение лица (мимика) тесно связаны и являются важными элементами невербальной коммуникации в деловом общении. Спокойный доброжелательный взгляд, сопровождающийся приветливой улыбкой, символизирует симпатию, заинтересованность, положительный настрой партнера. Выражение лица иллюстрирует сказанное, демонстрирует отношение к теме разговора, помогает более полно доносить информацию. С помощью мимики люди выражают эмоции, которые, как правило, легко читаются во время общения.

Но есть скрытые невербальные сигналы лица, выдающие лживость собеседника:

  • асимметричная или скудная мимика;
  • напряжение лицевых мышц;
  • не меняющееся в течение нескольких минут выражение лица;
  • пауза между словами и соответствующими эмоциями;
  • покусывание или подрагивание губ;
  • «продолговатая» улыбка с ровной узкой ротовой щелью.

Расшифровав невербальные сигналы, вы сможете понять истинное настроение партнера.

  • Взгляд в пол говорит о желании прекратить общение, вверх — об усталости, по сторонам — о том, что ему скучно.
  • Пристальный взгляд свидетельствует о враждебности или стремлении доминировать.
  • Во время раскованной,  доверительной беседы взгляды ее участников регулярно пересекаются.
  • Не стоит доверять собеседнику, который избегает зрительного контакта, часто переводит взгляд с одного предмета на другой («бегающий взгляд»), моргает, отводит глаза.

Походка и осанка

Человек с правильной осанкой производит благоприятное впечатление, располагает к общению. Хорошая осанка подразумевает прямую спину, расправленные плечи, уверенную посадку головы. Она должна быть расслабленной и естественной.

  • Сутулая спина свидетельствует о зажатости, неуверенности. Еще более тягостное впечатление производят опущенные плечи и голова, которые можно принять за проявление пассивности и покорности.
  • Походка так же является элементом невербального общения и позволяет узнать характер партнера.
  • Активные натуры, привыкшие действовать, ходят быстро и уверенно.
  • Творческим, занятым мыслительной деятельностью людям присущ медленный, неспешный ритм ходьбы.
  • Невеселые мысли и подавленное настроение как будто прижимают человека к земле — он идет, с трудом переставляя ноги.
  • У оптимистов, наоборот, походка легкая, летящая.
  • Неуверенные люди, пытаясь отгородиться от окружающих, опускают голову, сутулят спину.
  • Гордеца и человека с завышенной самооценкой выдает высоко поднятая голова.

Невербальные проявления во время переговоров

деловые переговоры

Расшифровка языка тела поможет заглянуть под маску и увидеть истинное лицо собеседника.

Среди невербальных средств делового общения, используемых во время переговоров, основное внимание нужно уделить следующим:

  1. Мимика. Во время общения в основном смотрят в лицо человека. Глядя на него, говорящий устанавливает обратную связь, судит о реакции на сказанное, считывает эмоции.
  2. Жесты. Жестикуляция во время беседы сопровождает слова и оживляет речь. При помощи жестов выражается настрой собеседника, его отношение к говорящему, степень открытости и правдивости.
  3. Позы. Положение тела во время беседы выражает различные чувства: интерес, скуку, доверие, настороженность, безразличие и пр. Также поза человека выдает его психологический настрой: стремление доминировать или подчиняться.

Во время переговоров с партнерами нужно контролировать свои невербальные сигналы. Собеседник не должен знать о вашей неуверенности, сомнениях, скрытых мотивах и целях. Поза должна быть расслабленной, открытой, без скрещивания рук и ног. Голос спокойный и уверенный, взгляд прямой, умеренная жестикуляция, естественная мимика. Помните, собеседник наблюдает за вами, анализирует поведение и делает выводы.

Позы собеседника

деловые переговоры - Невербальное общение

Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника правдиво рассказывает о его намерениях, воспитанности, степени уверенности в себе.

  1. На деловых встречах не рекомендуется разваливаться в кресле. Не стоит закладывать руки за голову — это будет расценено как превосходство и желание доминировать. Не принимать позы, демонстрирующие закрытость.
  2. Если партнер на переговорах ерзает на стуле и часто меняет положение тела, это свидетельствует о том, что он недостаточно искренен. Скрещенные руки и ноги говорят о закрытости партнера, нежелании идти на контакт.
  3. Наклон тела в сторону говорящего или склоненная вбок голова сигнализируют о заинтересованности, опущенная голова — о слабой позиции и боязни поражения, поднятые плечи — о напряжении.
  4. Поднятые плечи вместе с опущенной головой указывают на то, что человек обижен. А опущенные плечи и поднятая голова, наоборот, указывают на стремление к успешному завершению переговоров. Когда собеседнику скучно, он подпирает голову рукой. Спрятанные в карманах или под столом руки говорят о том, что собеседник что-то скрывает.

Жесты на деловой встрече

Жестами называют движения рук, которые сопровождают слова и эмоции. На деловой встрече должна быть умеренная жестикуляция. Часто повторяющиеся, резкие, суетливые движения неприятны и раздражают партнеров. Нельзя делать навязчивые действия: теребить одежду, перебирать украшения, дотрагиваться до часов и т.д. Жесты играют большую роль в невербальной коммуникации, но крайне важно правильно их интерпретировать. Нельзя выделять один жест и трактовать его изолированно. Их нужно оценивать в совокупности друг с другом и прочими невербальными инструментами.

Основные жесты:

  • Открытость. Повернутые ладонями вверх руки, расстегивание пиджака.
  • Защита. Скрещенные на груди руки.
  • Уверенность. Соединенные в купол кончики пальцев обеих рук.
  • Ожидание. Потирание ладоней.
  • Сомнение. Почесывание уха, шеи, потирание подбородка.
  • Сосредоточенность. Потирание подбородка, пощипывание переносицы.
  • Несогласие. Собирание с костюма ворсинок, перекладывание на столе бумаг, насупленные брови, отклонение корпуса назад.
  • Неуверенность. Переплетение пальцев, постукивание по столу, потирание шеи сзади.
  • Ложь. Прикосновение и почесывание носа указательным пальцем, потирание век, касание руками уха и рта, закрывание рукой рта.

Привычки

Следует проанализировать свои привычки и избавиться от тех, которые будут мешать деловому общению. Нельзя нарушать личные границы, дотрагиваться до собеседника, во время разговора крутить в руках ручку, рисовать на бумаге. Следите за тем, как вы пьете и едите. Не нужно на деловых встречах трогать свое лицо и волосы, сутулиться, ерзать на стуле, много, хаотично жестикулировать. Чувствуйте себя уверенно, расслабленно, будьте собраны, внимательны, не забывайте улыбаться.

Понимание сигналов невербальной коммуникации крайне важно для современного делового общения. Данная статья не только поможет понять реакцию собеседника, распознать его мысли и намерения, а также научит контролировать собственные неосознанные движения. Добиться успеха на переговорах будет намного проще, если вы продемонстрируете партнеру свою честность и открытость во время общения.

Ссылка на основную публикацию