Этикет руководителя: как вести себя с подчиненными, партнерами, коллегами

Этикет руководителя охватывает разные аспекты, но по своей сути – это правила общения и взаимодействия с людьми: коллегами, подчиненными, посетителями, партнерами. Независимо от того, чем руководит человек – отделом в офисе или крупной компанией, от его поведения зависит психологический климат и эффективность работы сотрудников. Соблюдение этикета поможет стать первоклассным руководителем, создать в коллективе благоприятную для работы атмосферу и наладить долгосрочные связи с партнерами.

Руководитель главная

Основные принципы поведения руководителя

Для эффективной работы руководитель должен выработать тип управления и взаимодействия с подчиненными. Он отвечает за атмосферу в коллективе и должен создать бесконфликтное пространство. Если среди сотрудников процветают интриги, склоки и ссоры, начальнику в первую очередь нужно задуматься о своем поведении и манере управления людьми. Принципы поведения и правила руководителя должны включать не только этикет делового общения, но и морально-этические нормы: уважение, заботу, сочувствие, честность, справедливость. При хорошем управлении не бывает плохих взаимоотношений в коллективе.

Качества идеального начальника:

  • вежливость;
  • взаимоуважение;
  • дружелюбие;
  • компетентность;
  • грамотная речь;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • работоспособность.

Взаимоуважение

Компетентный руководитель всегда соблюдает деловой этикет, относится к подчиненным с уважением, без панибратства и фамильярности. Каждый сотрудник, независимо от должности и возраста, в первую очередь человек, заслуживающий уважительного отношения. Чувствуя достойное отношение к себе со стороны начальника, подчиненный будет испытывать признательность и чувство благодарности, что положительно скажется на его работе.

Входя в кабинет или служебное помещение, начальник должен всегда здороваться с подчиненными. Отсутствие приветствия сотрудники расценят как признак высокомерия и неуважительного отношения. Культура поведения и воспитанность руководителя влияют на весь коллектив – со временем сотрудники перенимают манеру поведения своего директора. Учтивость начальника является обязательной составляющей делового этикета руководителя.

Соблюдение деловой атмлсферы

Соблюдение деловой атмосферы

Деловая атмосфера в коллективе подразумевает не только высокую работоспособность сотрудников, но и позитивные межличностные связи. Соблюдение делового этикета, уважительность, корректность в общении, спокойствие и сдержанность необходимы для создания продуктивной рабочей атмосферы. Соблюдение правил делового этикета позволяет создать в коллективе благоприятный психологический климат. Сотрудник, который чувствует себя комфортно на рабочем месте, стремится лучше делать свою работу.

Профессионализм

Начальник обязан уметь управлять людьми и компанией. Он должен показывать пример во всем: соблюдать деловой этикет, добросовестно работать, быть пунктуальным, всегда оставаться честным. Также необходимо помнить, что руководитель высшего звена является лицом компании. При построении деловых отношениях важен каждый нюанс: внешний вид, одежда, поведение, манера разговаривать. Респектабельный внешний вид, профессионализм, компетентность, уверенность в себе и неукоснительное соблюдение делового этикета – вот качества успешного руководителя.

Внимание к сотрудникам

Руководитель должен проявлять равное отношение ко всем своим подчиненным. Недопустимо выделение «любимчиков», которым разрешается больше, чем другим сотрудникам. Фаворитизм негативно сказывается на психологическом климате – он разделяет коллектив, способствует развитию зависти и враждебных отношений. Начальнику следует искать подход ко всем подчиненным, ведь каждый из них – это индивидуальность, со своими морально-этическими принципами, взглядами на жизнь, отношением к работе и своим обязанностям. Относитесь с пониманием, когда сотрудники просят помощи, внимательно слушайте и обязательно хвалите, когда они того заслуживают.

Успешный руководитель демократичен с подчиненными, но при этом соблюдает этикет и субординацию. Он относится к сотрудникам с уважением и дружелюбием, у него со всеми одинаковое поведение и стиль общения. Он не допускает грубость и фамильярность, не приемлет лицемерие и бестактность. Начальнику следует относиться с уважением к каждому сотруднику, укреплять в нем веру в способности и творческий потенциал.

В кабинете руководителя

  • Если следовать этикету, то при приеме посетителей начальник не должен вставать. Он может, сидя за столом, ответить на приветствие, жестом пригласить посетителя пройти и предложить сесть. Время приема и характер общения определяет хозяин кабинета.
  • Чтобы выказать особое уважение, руководитель, отвечая на приветствие, может встать из-за стола, подойти к визитеру и пожать ему руку.
  • Руку для рукопожатия первым подает хозяин кабинета.
  • Нельзя протягивать руку для рукопожатия через стол — это невежливо.
  • Контакт руководителя и посетителя сводится к личной беседе. Чтобы не тратить время на пустые разговоры, хозяину кабинета в начале приема следует озвучить количество свободного времени.
  • Ведение конструктивной беседы требует от обеих сторон умения точно и кратко выражать свои мысли, не перебивая слушать собеседника. Нужно проявлять уважение к собеседнику и терпимость к противоположной точке зрения.

Этикет руководителя во время совещаний

Этикет руководителя во время совещаний

Согласно деловому этикету, нужно начинать совещание вовремя, в назначенное время, не дожидаясь опоздавших, так как соблюдение регламента является знаком уважения к присутствующим. Сам начальник также должен не опаздывать, потому что его поведение служит примером для подчиненных. Стиль проведения совещания – нейтрально-деловой, обязательно четкое изложение по существу, для обсуждения предлагаются только те вопросы, которые стояли на повестке дня. Во время обсуждения нельзя давить на подчиненных и навязывать свое мнение. Во время совещания руководителю не рекомендуется смотреть на часы, находящиеся у него на руке, поскольку этот жест может быть расценен как неуважение к присутствующим. Чтобы избежать этого нюанса, нужно в зал для совещаний повесить настенные часы.

Этикет делового совещания включает:

  • пунктуальность участников;
  • краткое изложение материала;
  • обсуждение по существу вопроса;
  • деловую атмосферу;
  • точное следование регламенту;
  • демократичность мнений.

Больше информации о правилах проведения деловых встреч вы можете прочитать в этой статье.

Руководитель является лицом компании и примером для подчиненных. Задача хорошего руководителя – создать в коллективе благоприятный психологический климат, который способствует высокой работоспособности и росту КПД.

Ссылка на основную публикацию